Palworld: Превью январского феномена | Возможно, лучшая игра о покемонах (но без покемонов)
Играл на PC
Год только начался, но уже можно сказать, что Palworld станет главным его сюрпризом — вряд ли какая-то другая игра от малоизвестных разработчиков продастся многомиллионным тиражом за несколько дней. В Steam пиковый онлайн составляет 2 млн пользователей, на Xbox проект входит в тройку лидеров во всех регионах. Palworld стала глобальным феноменом, вызвав массу споров и побудив сообщество заняться поисками в ней плагиата — ну не могла студия, о которой никто не слышал, сделать такой хит без хитростей! Какие-то хлипкие доказательства нашли, но причина успеха Palworld в другом — уже на этапе раннего доступа это просто отличная игра, которая выглядит привлекательно для фанатов сразу нескольких жанров.
Карманные монстры
В Сети часто называют Palworld «покемонами с пушками», но это не совсем корректное описание. На первых порах новинка едва ли похожа на Pokémon: вы появляетесь без одежды в неизвестном месте, бьёте руками деревья и камни, строите примитивный верстак. Это скорее выживач вроде ARK: Survival Evolved, только с видом от третьего лица и графикой как в Fortnite.
Вскоре, собрав нужные материалы, вы создаёте пал-сферу, местный аналог покебола. Это переносная «клетка», которую вы швыряете во встреченное в открытом мире существо в надежде, что его удастся таким образом поймать. Система примерно та же, что в «Покемонах», — цель сначала нужно сильно ранить, чтобы повысить шанс поимки, и, как только существо станет вашей «собственностью», оно автоматически начнёт с вами дружить. Вот только если в «Покемонах» тренер не принимает участия в сражениях, то в Palworld палов (так называют существ) можно избивать собственноручно. Никаких пошаговых боёв (которые, откровенно говоря, в играх Game Freak уже достали) — всё происходит в реальном времени.
Звучит похоже на Pokémon Legends: Arceus: большой открытый мир, разнообразные биомы, свободное перемещение, блуждающие существа, которых можно ловить. Два года назад давние фанаты Pokémon высоко оценили Arceus именно за долгожданную смену надоевшей формулы — вместо однообразной беготни по линейным локациям с поиском покемонов в траве они получили что-то новое. Однако проект всё равно трудно назвать выдающимся даже по меркам серии: локации были пустыми и безжизненными, а выглядело всё настолько скверно, что над графикой не смеялся только ленивый.
Авторы Palworld в каком-то смысле показали, как должна была выглядеть Arceus. Здесь тоже не «некстген» — встречаются размытые текстуры, кадровая частота нестабильна, дальность прорисовки так себе. Но всё такое яркое и жизнерадостное, что на недостатки графики не хочется обращать внимание. Некоторые локации точно так же пустоваты, однако их есть смысл исследовать: можно найти сундуки с ценными вещами, можно красть яйца из гнёзд, чтобы на базе из них вылупились новые палы. А расставленные повсюду точки перемещения позволяют быстро перепрыгивать с базы в выбранные места, чтобы собирать новых палов и складывать пал-сферы в своё хранилище.
Но банальный клон «Покемонов» не выстрелил бы — у нас уже есть пример Temtem, полная версия которой прошла незамеченной. Если покемоны в играх Game Freak годятся только для эдаких петушиных боёв, то в Palworld палы — настоящие помощники, трудоголики, готовые работать на благо хозяина. Когда вы впервые пытаетесь смастерить топор или кирку, нужно несколько секунд стоять рядом с верстаком, удерживая кнопку, — звучит не очень весело. Когда у вас появляется хотя бы один дружелюбный пал, после выбора предмета на верстаке стоять предстоит ему, а не вам, и вы можете заниматься другими делами.
По мере прохождения база, где изначально стоят только верстак, контейнер для палов и пара кроватей, становится всё крупнее, а процессы автоматизируются благодаря появлению новых существ. Вот разожгли вы костёр и собрали ягоды — можно положить их на огонь и ждать, пока они жарятся, а можно призвать огненного пала, который своим пламенем из пасти ускорит процесс. Разместили ягодную плантацию, а это та ещё возня — с посевом семян, поливом, сбором урожая… Но выпустите на базе соответствующих палов — и они всем этим будут заниматься без вашего участия, складывая еду в кормушку. Надоело самому рубить деревья — поставьте на базе лесопилку, и пусть помощники добывают ресурсы.
У каждого найденного пала есть набор характеристик: атака и защита важны в бою, скорость работы влияет, да, на скорость работы, а рабочие умения определяют то, чем пал будет заниматься. Кто-то любит рубить деревья, кто-то — добывать ископаемые, кто-то занимается поливом семян. Те, кто хорош в ручной работе, помогают при создании вещей на верстаке, а кто-то годен для пастбища. Рабочие умения чётко привязаны к определённым палам, и зачастую по внешнему виду можно понять, кто чем любит заниматься, — на пастбище, к примеру, идут те, кто похож на овечек, коров, альпак и курочек.
Все заняты своими делами.
Но если умения у определённого типа палов не различаются, то пассивные навыки у всех разные. Есть прожорливые существа, есть свирепые (с повышенным уроном от атак), есть те, кто быстрее передвигается или обладает повышенной защитой. В это всё необязательно углубляться — процессы на базе не замедлятся существенно, если вы не подбираете идеальных кандидатов на каждую роль, — но всё же с мастеровитыми палами эффективность команды на базе повышается.
Возведение новых построек и расширение базы — один из моих любимых элементов Palworld. Порой даже хочется просто проводить время со своими существами, заменять работников, если те поранились или устали, готовить для них блюда. Чтобы палы могли отдохнуть, размещаешь горячий источник, где они будут восстанавливать выносливость. Чтобы хранить скоропортящиеся продукты, ставишь термоконтейнеры, к которым желательно привязать ледяных палов. Ну и куда же без размножения палов — ставишь «пастбище свиданий», загоняешь туда самца и самку, скармливаешь им пирожное и получаешь яйцо, которое потом несёшь в инкубатор. Здесь очень много видов построек и даже можно сооружать собственные здания с крышами, дверьми, стенами и окнами.
Получается, с серией Pokémon общего не так уж много, да и симулятором выживания игру не назовёшь — как такового выживания тут нет. Можно проголодаться, можно замёрзнуть без соответствующей одежды или костра, и этим всё ограничивается. Даже если персонаж погибнет, мешочек со всеми его вещами будет лежать на месте смерти — иди и забирай, не получая никакого штрафа. Кому-то такая простота может не понравиться, но я рад, что здесь нет ломающихся каждую минуту инструментов, трудностей с поиском пропитания и других раздражающих элементов. Просто строишь своё сообщество палов и получаешь удовольствие от процесса, в который никто не вмешивается.
Дикая природа
Palworld — это не только строительство базы, но ещё и приключение в большом открытом мире. Об этой составляющей так много не расскажешь, поскольку сделано всё более-менее стандартно: множество непохожих регионов с заброшенными постройками, гуляющие повсюду палы — чем дальше забредёшь, тем больше встретишь особей, которых раньше не видел. Иногда натыкаешься на лагеря браконьеров, где тупейшие охранники держат в плену палов — их можно освободить и отправить на свою базу. Браконьеров, кстати, тоже позволяют поймать в пал-сферы и взять в рабство, хоть это и не очень просто.
Хотя геймплейно этот элемент Palworld мало чем удивляет, беготня по миру затягивает не меньше, чем благоустройство базы. Дело в большой свободе: то ты дерёшься с палами, то отвлекаешься на добычу ресурсов или сбор ягод, то начинаешь карабкаться по скалам в поисках редких яиц, а потом с помощью глайдера перелетаешь на соседнюю гору, где видишь обелиск, телепортирующий в другую точку. Когда уровень персонажа достаточно высок, можно попробовать сразиться с крупными существами, отмеченными на карте, или бросить вызов боссам, на битвы с которыми выделяют ограниченное время. К этим поединкам нужно хорошо готовиться — «жизней» у боссов очень много, поэтому брать с собой желательно палов, чьи стихии «контрят» вражеские. Всё как в «Покемонах»: вода побеждает огонь, земля — электричество и так далее.
Поскольку бои не пошаговые, призванный пал сам решает, как он будет сражаться. Пока вы используете биты, копья и луки, пал применяет способности, число которых растёт по мере его прокачки. Тут сходства с Pokémon очевидны: у разных навыков своя мощность, они принадлежат к разным стихиям, можно убирать те или иные навыки или заменять их. А если вы найдёте в мире плоды мастерства, то сможете привязать какую-то способность к выбранному палу — та же система была в «Покемонах».
Где же те самые пушки, благодаря которым игра завирусилась? А они оказались не такой уж большой частью Palworld. Повышая уровень персонажа и собирая новых палов, вы будете открывать в древе технологий предметы вроде пистолета-пулемёта, штурмовой винтовки и прочих — все они привязываются к конкретному типу пала. Например, винтовку на 12-м уровне открываешь только для зелёной обезьянки Танзи, а ракетную установку на 17-м — только для синего пингвина Пенгуллета. Это позволяет во время сражения активировать способность пала, чтобы на протяжении нескольких секунд он стрелял в противников. Также есть сёдла для езды верхом и сбруи — с одной из них вы можете взять в руки огненную лисичку Фокспаркс и использовать её как огнемёт, но, опять же лишь несколько секунд. Поэтому фраза «покемоны с пушками», хоть в ней и есть доля правды, игре не подходит.
Что больше всего впечатляет в Palworld, так это то, насколько удобно здесь многое сделано. От игры в раннем доступе ожидаешь кривого интерфейса и массы недочётов, которые оправдываешь тем, что это не финальная версия. Здесь действительно есть проблемы — застревающие в стенах и объектах палы, например, могут потрепать нервы. Одно из моих существ упало со скалы и упорно шло в стену, раздражая значком «Голоден» над головой. Лечится это очень легко — просто убираете пала в хранилище, а потом возвращаете на базу, если он нужен.
Но в остальном мало что вызывает дискомфорт. Нужен определённый ресурс — открываете энциклопедию палов и смотрите, кто что после себя оставляет. Не знаете, где найти нужного пала, — в той же энциклопедии можете увидеть ареал его обитания. Не хотите носить с собой ресурсы — складывайте их в ящики на базе, и во время крафтинга на верстаке игра будет учитывать все эти материалы. Надоело носить факелы или призывать огненных палов, когда на улице ночь, — на 22-м уровне разблокируете поясной фонарь. А о том, как удобно крафтить в больших количествах всякие стрелы, пал-сферы, слитки и прочие предметы, не принимая участия в процессе, я уже рассказал выше.
Palworld в шутку называют лучшей игрой в серии Pokémon, и в этом есть доля правды. Пока Game Freak продолжает доить одну и ту же корову, пользуясь любовью фанатов к серии, никому не известные разработчики существенно развили приевшуюся формулу. Два года назад Arceus понравилась мне тем, что она была похожа на «Покемонов» мечты — с большим миром, где ты действительно охотишься на карманных монстров в дикой природе. Авторы Palworld берут за основу эту идею и строят вокруг неё столько интересного и увлекательного, что оторваться от прохождения невозможно. И стоит игра дёшево, и микротранзакций в ней нет, и в Game Pass она доступна, и русский перевод есть — ну просто чудо какое-то.