Nobody Wants to Die: Обзор польской антиутопии | Брейндансы в стиле нуар
Играл на PC
Студия CD Projekt RED превратилась в кузницу кадров польского геймдева. Rebel Wolves, Covenant, Mighty Koi, Starward Industries, Blank — коллективы, основанные выходцами из CDPR, растут словно грибы после дождя. И Critical Hit Games как раз из таких компаний. Весной она опубликовала тизер, демонстрирующий прелести пятого движка Unreal, смесь нуарного детектива с киберпанком, а ещё геймплей с перемоткой времени из настоящего в прошлое и обратно. В общем, заинтриговали поляки. Но ни знатное происхождение, ни красивая реклама ещё не гарантируют проекту успеха. Выясняем, кому понравится Nobody Wants to Die, а кого оставит равнодушным.
Следствие зашло в бар
Действие разворачивается в Нью-Йорке 2329 года, где люди летают на машинах мимо неоновой рекламы и исполинских зданий, заслоняющих город от света. Только сильным мира сего повезло жить на такой вышине, откуда видны звёзды, а остальные ютятся в комнатушках внутри человейников — среди смога, шума и кислотных дождей. Зато учёные в этой версии будущего открыли секрет бессмертия: достаточно поместить сознание в устройство под названием ихорит (от греческого слова «ихор» — «кровь богов»), а затем перенести его из ветхого тела в новое, запив проблемы с синхронизацией пилюлями «Амброзии» (по-гречески — «пища богов»). Казалось бы, сбылись мечты, что могло пойти не так?
Дизайн летающих автомобилей, да и всего остального в игре, — просто кайф.Проблема в том, что бессмертие, как и многое другое в мире Nobody Wants to Die, доступно по подписке. Если денег куры не клюют, живите сколько угодно, меняя физические оболочки как перчатки. Разве что контракт обязывает заботиться о теле — совершать минимум 10 тысяч шагов день, проходить тесты на синхронизацию и всё в том же духе. За исполнением правил следит умный помощник вроде Siri — Гестия. Так греки называли богиню домашнего очага. Авторы игры вообще щедро добавили отсылок к античности. Ключевым мотивом сквозь сюжет проходит тема Мойр, прядущих и режущих нити судеб, на локациях попадаются то книга Платона «Апология Сократа», то бюстик афинского реформатора Клисфена, а летающий бар «Икар», естественно, падает и сгорает.
Как несложно догадаться, средства на подписку имеют свойство заканчиваться. И кто ещё вчера наслаждался вечной жизнью, сегодня оказывается на мели и вынужден выставлять тело на торги, а сам в виде ихорита отправляться в Банк. Что именно творится с сонмом разорённых душ на стеллажах этого заведения, никто точно не знает, но большинство сходятся на том, что подобная участь может быть хуже смерти. А самое жуткое в этой ситуации то, что отказаться от подписки нельзя. Она обязательна для всех.
Рано или поздно такая система должна дать сбой. И он происходит — когда на вершине одного из небоскрёбов (сравнение с Олимпом не заставляет себя ждать) находят тело Эдварда Грина — в прошлом министра, а теперь жертвы. Смерть миллиардера и филантропа наступила окончательно, ведь заодно с плотью Грина погиб его ихорит. Учитывая скандальность дела, шеф полиции решает загрести жар чужими руками и поручает расследование отстранённому сотруднику. Потому что детектив Джеймс Карра — ходячая проблема. У него беда с новым телом, из-за чего он горстями ест «Амброзию», галлюцинирует и хлещет самогон. А ещё ему не даёт спокойно спать память о мёртвой жене. И поскольку герою 120 лет, скелетов в его шкафу накопилось предостаточно.
Приятный бонус — возможность выбраться из квартиры героя через окно, залезть на неоновую вывеску и насладиться ретрофутуристической лепотой.И вот этот мощный старик, любитель нуарного кино и ироничных трюизмов, попадает в пентхаус, где на последнем в мире вишнёвом дереве висит труп человека, по вине которого нигде не осталось ни деревьев, ни кустов. Почти сразу герой приходит к выводу, что по своей воле Грин умереть не мог — кто-то этому поспособствовал. Но как доказать версию? Надо тщательно изучить место преступления и собрать улики. В помощники Джеймсу назначают Сару Каи — до поры до времени мы её не встречаем, а общаемся только по телефону. Сара должна проследить, чтобы сыщик оформил всё как самоубийство, но постепенно даже она понимает, насколько много странностей на месте преступления. Так возникает дуэт, взаимодействующий от завязки истории до финала.
Обмен мнениями с Сарой на фоне назревающего в городе бунта — это самая органичная часть сюжета. Время от времени становятся доступны реплики или действия, меняющие ход истории, добавляющие на сцену новые детали, но в большинстве случаев изменения ничтожны. А что касается непосредственно расследований, здесь сценаристы дали слабину. Чтобы не спойлерить, скажем так: обычно оказываются верными наиболее банальные догадки. Даже мелкие сцены полны нелепиц: в какой это вселенной полицейские, уже начавшие задержание подозреваемого, вдруг всё бросят и умчат на другой вызов? В общем, сюжет — не самая сильная сторона игры. Зато её оформление достойно всяческих похвал.
У одних стиль Nobody Wants to Die вызовет ассоциации с «Бегущим по лезвию» Ридли Скотта (Ridley Scott), другие сравнят её с Observer. А кому-то игра студии Critical Hit напомнит эпизод из второго сборника Love Death + Robots — Pop Squad, сделанный по мотивам рассказа Паоло Бачигалупи (Paolo Bacigalupi). По крайней мере, здесь та же мрачная атмосфера, унылое бессмертие, летающие тачки с кузовами 1930–1940-х годов, ар-деко на видных местах, а ещё полный сомнений и упрямый сыщик — неизменный герой нуарного жанра. Иногда нам дают оценить мир XXIV века во всей красе, но такие моменты, к сожалению, редки. Это вам не симфония Бетховена, а полонез, и танцевать его надо по большей части в помещениях.
А знаете, что ещё напоминает Нью-Йорк 2329 года? Готэм из игр студии Rocksteady. Здесь разве что Бэтмена не хватает. Впрочем, методы человека-мыши с восстановлением событий на месте преступления явно послужили источником вдохновения для Critical Hit Games — она довела механику с локальной перемоткой времени до весьма впечатляющего состояния.
Улика на дне бутылки
На задание детектив Карра вылетает не с пустыми руками. Помимо наушника-телефона в его арсенале имеются ультрафиолетовая лампа, портативный рентгеновский аппарат и браслет, позволяющий реконструировать события. Достаточно найти на месте преступления подсвеченную точку, затем пройти мини-игру с поочерёдным нажатием кнопок мыши — и вот вы уже совершаете путешествие в прошлое. Реконструкция происходит не на всей локации, а в небольшой области, внутри которой можно рассмотреть, что куда летит, кто куда упал, откуда стреляют, чем убивают и всё в том же духе. Не обошлось без магии: хотя восстановленные события представляют собой голограмму, с помощью рентгена в ней можно отследить траектории полёта пуль.
Перемотка времени туда-сюда — завораживающее занятие.
Реконструкция оформлена зрелищно: видно, как разлетаются осколки, ничто не мешает рассмотреть замершую в полёте пулю или момент гибели какого-нибудь персонажа. На браслете подсвечены ключевые отрезки таймлайна — чтобы изучить их в деталях, надо проматывать события в прошлое или будущее. Эта механика здорово напоминает брейндансы из Cyberpunk 2077, только здесь подробностей больше. Попутно можно вертеть в руках или разглядывать предметы, не имеющие прямого отношения к делу, — вроде книг, фотографий и статуй. В следствии эти предметы вряд ли помогут, но антураж дополнят. А УФ лампа подсветит пятна крови и других органических веществ. Каждая из находок пополняет список улик, и постепенно из таких кусочков мозаики складывается картина преступления.
Впрочем, полевая работа — лишь половина дела, поскольку из улик ещё надо выстроить логическую цепочку с главным выводом типа «Кто, зачем и каким образом». Для пущей наглядности герой обозначает каждое из звеньев этой цепи бутылками, стаканами и прочими предметами холостяцкого обихода, составляя из них схему прямо на полу. Тут можно действовать как по уму, с анализом каждого факта, так и наугад — методом перебора. Главное, чтобы в конце всё сошлось. Примечательно, что по мере разгадывания бутылочного ребуса с сыщиком общается Сара — оба ведут обмен мнениями и аргументами, что несколько оживляет финальные аккорды каждого следствия. А всего таких расследований в игре три — сильно не разгонишься.
Без напарницы эта «игра в бутылочку» была бы совсем скучной.Не надо быть семи пядей во лбу, чтобы догадаться, каким могло бы быть DLC для этой игры: на 50 % оно бы состояло из нового расследования, а ещё на 50 % — из ходьбы и лирических отступлений вроде тех, над которыми смеётся Джонни Сильверхенд в квесте от бармена из «Киберпанка». К небольшой длительности игры стоит добавить её простоту — здесь вряд ли кто-то запутается. Все точки интереса подсвечены, а если вдруг возникло замешательство (хотя вообразить подобное сложно), выручит кнопка подсказки. То есть Nobody Wants to Die тянет к финалу за руку, чередуя расследования с интерактивным кино и предлагая время от времени выбор, влияющий на сюжет.
Хорошего понемногу
Nobody Wants to Die — в меру продолжительная и местами чрезвычайно красивая игра. Но экшена в ней нет, если, конечно, не считать таковым ситуации, когда надо выбрать реплику или совершить действие по таймеру. Основу геймплея составляют брейндансы, ходьба с разговорами и разглядывание всякого — чаще просто так, но иногда в свете УФ лампы или сквозь экран рентгеновского аппарата. При этом визуальный стиль и музыка оставляют очень приятные впечатления. С мытарствами сыщика вы разберётесь, может, и быстро, но врежутся они в память надолго. Стоит признать, что это весьма приличный результат для дебюта молодой студии.
Плюсы: игра красиво выглядит и приятно звучит, а ещё она не забагованная; интересно сделана механика реконструкции на местах преступлений; авторам удались стилизация под нуарные детективы, диалоги Джеймса и Сары, а также изображение мрачного мира XXIV века.
Минусы: есть вопросы к сценарию и продолжительности игры; не все механики одинаково интересны; иногда догадываешься, что надо сделать, гораздо раньше, чем это предусмотрено разработчиками, но всё равно вынужден выполнять промежуточные действия.
Скриншоты игры Оценка игры