Гайды

Europa: Обзор медитативного приключения, которое не стало Journey | Красиво, но пусто

Играла на PC

Последние несколько месяцев выдались богатыми на короткие, но душевные игры с приятной атмосферой, чудесными пейзажами и волшебной музыкой. Словно разработчики сами приуныли от серости жизни и теперь ищут отдых в таких вот небольших проектах, которые могут вытащить из хандры, а заодно способны рассказать хорошую историю. В их числе и  Europa — неторопливая, очень медитативная и философская притча о человеческой природе, переносящая игрока на терраформированный спутник Юпитера.

 

Чужая земля

Космос, изучение звёзд и планы колонизации других планет захватывают многих с самого детства — разработчики студии Novadust Entertainment не исключение. Дата выхода игры удивительно совпала с реальными исследованиями космоса, ведь 14 октября NASA запустило в сторону Европы ещё один исследовательский аппарат, который достигнет пункта назначения лишь через три года. И пока в реальном мире миссия по изучению и возможной колонизации спутника Юпитера лишь начинается, в Europa она уже стала реальностью.

Главным героем выступает мальчик-андроид по имени Зуу — он оказывается на целиком пригодном к жизни спутнике спустя много лет после того, как люди впервые высадились на Европу. Правда, есть странность — окружающий мир необычайно пуст, дома кажутся разрушенными, а обширные цветущие поляны занимают лишь разнообразные роботы. Что же произошло в этом месте и почему единственные следы человеческого присутствия — это обрывки чужого дневника?..

Рассказчик — отец главного героя, инженер миссии по колонизации. В многочисленных записках он объясняет, как именно человечество терраформировало Европу и откуда на ней так много причудливых механизмов.

Роботов люди отправили на Европу первыми. Так называемым «садовникам» была поручена задача сделать спутник пригодным для жизни, а спустя много лет они стали частью созданной ими экосистемы подобно земной фауне. Зуу видит наследие человечества собственными глазами — многочисленные и очень разнообразные создания из металла будут сопровождать героя в его путешествии и разбавлять одиночество, а иногда и мешать. Мальчик даже может останавливаться, чтобы открыть скетчбук и зарисовать диковинных существ на память, а вместе с ними — сказочную природу, останки архитектуры и настоящих животных, которые существуют вместе с роботами в мире и согласии.

Есть и другие механизмы — здоровенные павшие конструкты, чьи инженеры точно были фанатами «Цельнометаллического алхимика», а также ещё живые летающие рыбы. И хоть такое постапокалиптическое сочетание — дикая природа и руины цивилизации — уже давно не ново, оно по-прежнему работает и создаёт удивительную атмосферу. Созерцать гудящих механических рыб, плывущих по воздуху в давно разрушенном мире, не надоедает до самого конца. Всё это Зуу посчастливиться увидеть в ходе своего приключения с лучших ракурсов, ведь в его распоряжении очень удобное средство передвижения — джетпак.

Последний человек

К полётам мне пришлось долго привыкать, и даже через три часа, с прокачанным джетпаком, они не стали проще. Устройство заряжается с помощью сфер — некоторые из них находятся на земле, другие — в воздухе или на платформах, до которых еще нужно добраться. Наловчившись, Зуу сумеет вовремя переключаться между зарядом джетпака и планированием в воздухе, чтобы практически не касаться земли. На первой локации можно вдоволь налетаться и приспособиться к управлению, прежде чем двинуться к пазлам, монстрам и платформингу, но даже в глубинах Европы игрока не ожидает существенная опасность.

От падения Зуу не умирает, пушки с лазерным прицелом, которыми утыкана Европа, не убивают, а лишь замедляют героя на доли секунды, а если мальчик вдруг провалит решение головоломки, то сможет начать заново без каких-либо последствий. Даже если он случайно упадёт с платформы, то добрые роботы-насекомые роем вынесут его к началу пазла, что часто играло против меня и мешало прохождению.

Зуу может бегать и скользить по поверхностям, но большую часть времени ему предстоит летать, собирая энергию для джетпака из зарядных шаров.

И я была бы готова свыкнуться с миром, который даже не пытается бросить тебе вызов, если бы он не был столь пустым и безжизненным, а полёты — едва ли не единственным развлечением. Покрытые ржавчиной махины надоедают уже спустя несколько минут, а игра даже не пытается рассказывать историю через окружение. Что остаётся? Только прокачка джетпака, сбор записок дневника и коллекционных осколков, которые разбросаны по мёртвым локациям.

Никаких мини-историй или хотя бы визуальных подсказок, которые намекали бы на катастрофу, что поспособствовала полному исчезновению людей. Такой подход к проработке мира разочаровывает, особенно на фоне  Everybody’s Gone to the Rapture со схожей тематикой. В обеих играх герои исследуют абсолютно пустой мир, из которого исчезли все люди, но студия The Chinese Room вышла из ситуации с бóльшим изяществом — в её проекте бестелесный протагонист активирует отголоски прошлого, а тени людей рассказывают собственные истории и постепенно раскрывают детали события, которое обрушилось на город. От «Европы» хотелось чего-то подобного — мини-историй от колонизаторов, их имён, страхов, надежд и опасений, а не голоса отца Зуу, который три часа пересказывает собственный дневник.

История исчезновения людей, которая раскрывается в процессе прохождения, — печальная и поучительная, но в неё слабо верится, когда всё, что видит игрок, — это безжизненный мир без единого следа человеческого присутствия.

Иллюзия свободы

Немногие радости в игре — это путешествия с помощью джетпака и набор красочных локаций, которые можно разглядывать с высоты птичьего полёта. Они не очень разнообразные, но запоминающиеся, с уникальными чертами — на зимних картах дует ветер, который затрудняет передвижение, на полянах есть небольшие озёра, заряжающие джетпак, и коварные стаи птиц, которые садят батарею, попадаются ускоряющие воздушные потоки и кристаллы, которые блокируют способность летать.

Да и тут игра пытается подсунуть ложку дёгтя, постоянно отбирая управление камерой, чтобы объяснить глупому игроку, как решить пазл или показать якобы лучшие ракурсы. Эти претензии на киношность лишь мешают, особенно когда невидимый оператор решает вдруг переместить камеру прямо посреди решения загадки или во время ответственного прыжка.

Иллюзия свободы проявляется по-разному: от отбирания камеры и роя насекомых, которые «помогают» уносить персонажа в безопасное место, если он упал в пропасть или провалил загадку, до невидимых стен и потолков в неожиданных местах и воздушных тоннелей, которые линейно ведут через красивую локацию, не позволяя управлять процессом.

И со временем какая-то часть меня стала благодарна этой иллюзии контроля — игра совсем не пытается заставить игрока исследовать мир, а ведёт по «зарядкам» через локацию и показывает красивые ракурсы, позволяя пролетать карту со скоростью ветра. Но это и благо, ведь мир, который остаётся за спиной у героя, мёртвый и безжизненный, а «пылесосить» карту на предмет блестяшек необязательно, да и невесело.

 Europa — красивая игра с нереализованным потенциалом. Она имела все шансы стать  Journey и рассказать свободную для интерпретаций историю без единого слова, но стала пустышкой, наполненной умиротворяющей музыкой, мёртвыми, но симпатичными локациями, простыми, повторяющимися головоломками и скучным сбором записок, через которые подаётся на самом деле интересная история.

Плюсы: красивое окружение; полёты на джетпаке; музыка.

Минусы: неотзывчивое управление; повторяющиеся головоломки; иллюзия контроля; пустой мир, который неинтересно изучать; подача сюжета через записки.

Скриншоты игры Смотреть все Оценка игры

По материалам

Нажмите, чтобы оценить статью!
[Общий: 0 Средний: 0]

Похожие статьи

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Кнопка «Наверх»