Делимся впечатлениями от Blasphemous 2. Средневековые пытки на фоне испанского барокко
Первая Blasphemous хоть и получила довольно высокие оценки как критиков, так и игроков, на деле не является совершенной игрой. Об этом судачат сами фанаты: зачастую платформинг был слишком жестоким по отношению к игроку, а прогрессии персонажа не хватало глубины. Несмотря на это, игра получила несколько дополнений и обрела преданное сообщество.
Во многом так получилось из-за уникальной атмосферы, на которую повлияли выбранная эпоха, необычные образы противников и пиксельный стиль, который передаёт одновременно тоску и брутальность. Пришла пора разобраться, получилось ли у студии The Game Kitchen сохранить достоинства оригинала и провести работу над ошибками в Blasphemous 2.
Тех же щей, да погуще влей
Как это часто и бывает с продолжениями, в Blasphemous 2 разработчики решили не менять формулу, которая пришлась по вкусу игрокам. Основные механики остались на месте, причём это касается как направления метроидвании, так и элементов, пришедших из souls-like.
Главный герой, Кающийся, оказался в новом месте. Он ничего о нём не знает, как и игрок, поэтому для свершения своего крестового похода придётся немало побегать по разнообразным локациям, благо функционал карты был заметно улучшен, а для более удобного ориентирования есть возможность установить собственные метки.
Сам мир во многом похож на лабиринт, но из-за уникальных черт каждой локации затеряться в нём трудно. Кроме того, существует сеть порталов, которые позволяют телепортироваться на огромные расстояния и пропускать ненужные бои. Своеобразная меланхоличная (а иногда и жуткая) красота здешних пиксельных пейзажей превращает изучение мира в медитативную практику. Благо в тёмных уголках и трещинах можно обнаружить много секретов. Как и полагается, нам часто придётся возвращаться в одно и то же место спустя время, но уже с новым снаряжением — тогда получится открыть новые зоны.
Путешествия, даже не беря во внимание толпы психов, снующих из одной стороны экрана в другую, не похожи на лёгкую прогулку. Элементы платформинга в Blasphemous 2 заметно эволюционировали и стали удобнее. Кающийся легче поддаётся управлению, держится за стены банальным нажатием кнопки, а со временем может заиметь и дополнительные акробатические навыки. Но главной особенностью является применение трёх видов оружия.
Сперва они не будут доступны все разом, поэтому выбор единственного оружия в начале повлияет на первые часы прохождения. Это напрямую связано и с платформингом. Например, меч может разрушать препятствия, с помощью ударов клинками по зеркалам можно телепортироваться, а некое подобие моргенштерна способно бить по колоколам, звон которых проявляет спрятанные платформы.
Старое доброе мракобесие
Но нужен целый арсенал, аж в три раза превышающий снаряжение Кающегося в первой части, в первую очередь для убийств. И желающих сразиться здесь предостаточно: существа настолько гротескные, что больше похожи на плод воспалённого воображения героя. Среди них есть как привычные образы, вроде оживших мертвецов и носатых ведьм, так и нечто более оригинальное для средневекового фэнтези. Например, пышные дамы, кидающие прялку.
Боссы способны поразить не меньшей причудливостью, а особо впечатлительным они могут явиться и в ночных кошмарах, ведь даже с учётом пиксельной стилистики враги обладают ворохом мерзких деталей. За примером далеко ходить не надо — некий слизняк под гнётом ударов Кающегося взрывается будто гнойный волдырь.
Но вернёмся к главным гадам. Первого ставят против нас уже в самом начале. Он бросается шипастым колесом и ловко прыгает. Даже в тех случаях, когда боссам не хватает индивидуальности, разработчики постарались разнообразить их способности и специальные атаки. И да, как в типичной souls-like игре, придётся заучивать поведение противников, зачастую неоднократно видя перед собой экран погибели.
Возрождаться предстоит на алтарях, местных аналогах костров из Dark Souls. Они расставлены вполне равномерно, но что раздражает, так это короткие заставки перед битвой с боссом. Их невозможно пропустить, а у неподготовленного игрока уйдёт как минимум несколько попыток на окончательную казнь врага.
Собственные навыки и опыт действительно важны, но облегчить тяжёлую ношу богохульников помогут разнообразные улучшения. Главной новинкой можно назвать алтарь, который Кающийся носит у себя за спиной: там можно разместить деревянные фигурки, которые даруют те или иные бонусы. Выполнена эта механика очень информативно (в процентах и с описаниям) и обыгрывается сюжетно: скульптор взял на себя «священную ношу» и хочет помочь Кающемуся. Но взамен ему нужны инструменты и материалы, разбросанные по миру игры.
Герой будет находить бусины с небольшими бонусам и молитвы, позволяющие при помощи магии использовать мощные атаки. А ещё Кающийся будет изучать «оружейные воспоминания», которые заметно улучшат арсенал. Уже к середине игры при внимательном изучении мира можно почувствовать себя нечестивым воином с огромной мощью.
I live… Again!
Но главное очарование Blasphemous 2 остаётся в загадочных атмосфере и сюжете. Стилистика игры не поменялась, показывая мрачное средневековье с испанскими мотивами. Учитывая опыт предыдущей части, во внешнем виде врагов и локаций наверняка можно найти множество отсылок на реальные произведения испанского искусства, но характерного мотива местного барокко и патетических образов, связанных с кровью и страданием, хватает в игре с лихвой.
Необходимо похвалить работу художников: и тех, кто работал над пиксельным окружением и наполнением, и тех, кто отвечал за мультипликационные вставки. Они ушли от оригинального стиля, из-за чего могут выбиваться из общей композиции, но смотрятся как полноценный мультсериал.
Знакомый игрокам по первой части Кающийся некоторое время проспал в могиле, но теперь вновь вынужден встать на тропу войны с проклятием Чудовищного Чуда. Знать события прошлой части и дополнений вовсе не обязательно, тем более нить повествования трудно назвать связной. Часто важные детали о мире игры сообщают словоохотливые описания предметов или персонажи с помощью архаичных речевых оборотов, попутно начиная поедать конечности или делая другие безумные вещи.
Большинство событий или подсказок оставляют больше вопросов, чем ответов, но в этом и есть частичка очарования Blasphemous. Всему происходящему, даже гигантской парящей руке, хочется найти логику и объяснение, основанное на реалиях игрового мира. Неудивительно, что вокруг тех или иных моментов фанаты могут построить многочисленные теории.
В целом, сюжет Blasphemous 2 не так важен и лишь демонстрирует своеобразный мрачный взгляд на тему религии и веры. Нельзя не отметить то, как настроение жителей этого мира передаётся и игроку, который может вовсе не понимать, как преодолеть стоящее перед ним испытание. Примечательно, что каждая смерть уносит с собой и часть «рвения» Кающегося, а оно влияет на использование особых способностей. Если вдуматься, то таких связанных контекстуально вещей в игре много, что придаёт ей ещё больше особого шарма.
Итог
Blasphemous 2 не привносит ничего уникального в жанр метроидвании, но заметно улучшает идеи оригинала и умело адаптирует знаковые элементы Dark Soulls, Elden Ring и подобных игр в 2D-перспективе. Однако стоит помнить и про минусы такого слияния. Сложность не всегда честна: враги могут появляться прямо на том месте, где стоит Кающийся, а боссы способны проводить череду неостановимых атак.
На мой взгляд, главным плюсом в сиквеле, как и в первой части, является красота и антураж — испанское барокко вкупе с темой печали и мучений завораживают и обращаются к потаённым ноткам сознания. Играя в Blasphemous 2, действительно ощущаешь себя богохульником, который проходит жестокий путь. И экран, знаменующий конец сюжета, становится главной наградой за искупление всех грехов.